+7(904)592-79-97 mail@filippov-andrei.ru

Реставрация икон

Работы по реставрации икон это кропотливый и трудоемкий процесс.
Если вы хотите отреставрировать икону, то в мастерской Филиппова Андрея будут рады помочь Вам в этом благородном деле. Для того чтобы воспользоваться консультацией, пожалуйста, пришлите фотографию иконы на почту указанную в контактах и оставьте номер телефона для обратной связи.

Комментарии:

0 Комментариев

Причины старения икон и особенности их восстановления

Причины старения икон достаточно тривиальны. В первую очередь, это небрежное обращение с образом и его неправильное хранение. Окружающая среда, особенно влага, зной и пыль, деформация дерева и резкая смена температурных режимов влияют на иконы самым пагубным образом. Они тускнеют, темнеют, краска может потрескаться, а часть изображения – утратиться полностью. Первыми предвестниками старения иконы являются даже самые незначительные потемнения полотна и микроскопические трещинки на нём. Если вы обнаружили их на милом вашему сердцу образе – лучше заранее проконсультироваться в реставрационной мастерской, насколько эти изменения критичны.

Как уберечь икону от старения?

Многие причины старения икон можно предупредить заранее, если хранить любимый образ в специальном киоте. Киот – это особый деревянный убор, в который вкладывается икона. Он защищает её от механического воздействия, воды, копоти свечей и перепадов температуры. Помимо этого киот является красивым элементом оформления иконы и может быть создан с учётом интерьерных особенностей дома или храма, в котором будет пребывать образ.

Из чего состоит икона?

Чтобы осознать всю необычайную сложность реставрационного процесса, необходимо понимать, из чего состоит икона. Если посмотреть на неё «в разрезе», то будут видны следующие слои:

Доска: основа иконы.
Поволока: льняная ткань грубой пряжи, которой покрывают деревянную доску при наличии на ней трещин, неровностей и сучков. Как правило, поволока располагается под левкасом.
Левкас: особый грунт, состоящий из алебастрового порошка и животного (или рыбьего) клея, который тонким слоем наносится на доску-основание. Причём, чем тоньше этот слой (как правило, 0,5-6 мм), тем выше его прочность и долговечность.
Живописный слой: краски, позолота.
Защитный слой: лак, на древних иконах – олифа.
Загрязнения: пыль, слипшаяся с лаком, окислы и пр.
Все слои православного образа, за исключением загрязнений, подвержены своим изменениям и разрушениям. Когда реставратор приступает к работе, он должен тщательно оценить повреждения каждого из слоёв и проводить любые манипуляции с чётким пониманием того, что все «части» иконы взаимосвязаны друг с другом. Существует несколько видов реставрации. Каждый из них подразумевает разную степень вмешательства в «жизнь» иконы.

Виды реставрации икон

Сегодня выделяются два типа реставрации – музейная реставрация и восстановительная (коммерческая) реставрация. Последняя ставит своей целью возвращения иконе первозданного вида и подразумевает работы со всеми «слоями» образа. Такая реставрация включает восстановление утраченного слоя левкаса, поновление красок и позолоты (дорисовку утраченных фрагментов) и покрытие образа защитным слоем. Не смотря на то, что икона в итоге обретёт яркие краски и чёткость композиции, зачастую этот способ восстановления противопоставляют музейному.

Музейная реставрация направлена на консервацию «иконы» – то есть сохранение её в том виде, в котором она пребывает сейчас. Такой метод реставрации применяется для ценных памятников искусства. Он включает в себя укрепление доски, тонировку, и намного реже восстановление левкаса, частичное восстановление живописи и последующую консервацию образа.

В Иконописной мастерской «Филиппова Андрея» уверены, что бесценные памятники православного искусства не должны подвергаться заметному вмешательству реставратора. Мы стремимся к тому, чтобы икона не утратила своей первозданной уникальности и красоты, чтобы в ней прослеживалась не кисть современного художника, но мастерство, тепло и талант её создателя.

Технология музейной реставрации икон

Процесс восстановления иконы включает несколько основных этапов. Последовательность их выполнения может меняться и зависит от конкретного православного образа. Но в целом музейная реставрация подразумевает следующие работы:

Анализ текущего состояния иконы и составления плана реставрации. Реставратор оценивает физическое состояние иконы. Изучает особенности письма. Знакомится с историческим прошлым образа. Ещё раз изучает художественные особенности того периода времени, когда была написана икона, ищет её «современников» – иными словами, составляет полный «анамнез» образа, без которого просто невозможно приступить к реставрации.
Укрепление доски-основы. Доска «лечится» от биологических паразитов – грибков, бактерий, жучкой-точильщиков и других насекомых.
Укрепление или восстановление левкаса. В музейной реставрации повреждения левкаса чаще тонируются, чем восстанавливается. Делается это для того, чтобы не отвлекать внимание от самого ценного элемента иконы – живописи.
Удаление загрязнений (расчистка иконы). В этот круг работ входит «отмывание» тёмного налёта с образа, удаление частиц грязи и пыли, снятие старого слоя лака или олифы, а иногда – удаление поздних приписок. Существуют два вида расчистки – мягкая и грубая. Они проводятся с использованием разных растворителей и зависят от степени загрязнения иконы.
Укрепление красочного слоя. Это самая «нежная» часть иконы, которая более всего подвержена пагубному воздействию окружающей среды. Однако «слабым» местом является не сам красочный слой, а то пространство, где он соединяется с левкасом (грунтом, основой для красок). Со временем случается так, что часть красочного слоя «вспухает» и отходит от левкаса, и задача реставратора заключается в том, чтобы вернуть краски «на место». Делается это с помощью специального клея, который под давлением или с помощью шприца закачивается под вздувшиеся участки краски. Клей надёжно соединяет левкас с красочным слоем, при этом крайне важно отследить, чтобы краски не повредились и не сдвинулись.
Тонировка или восстановление утраченных фрагментов живописи и позолоты. Иногда мастер может прибегнуть к частичному восстановлению поврежденного живописного слоя, но вмешательство это будет практически незримым.
Консервация иконы. Покрытие образа защитным слоем лака.
Существует поговорка, что иконы не прощают ошибок. Для работы реставратора это самое верное утверждение. Неумелое вмешательство, нарушение технологического процесса реставрации, неправильная просушка, ошибочное определение художественных особенностей образа – верная смерть для иконы. У реставратора нет «второго шанса», чтобы исправить неточности своего труда, а потому доверить ценную икону можно только истинным профессионалам своего дела.